E-mail: Пароль:
E-mail или пароль указан неправильно
Форма Регистрации
E-mail:
Этот e-mail адрес уже занят
Пароль:
Укажите пароль
Логин:
Укажите Имя пользователя
капча
Код:
Неверно указан код
Ты можешь загрузить свою аватарку самостоятельно, либо мы можем взять её с твоей страници в одной из социальных сетей:
Аватарка Facebook:»
Аватарку получить не удалось
VKontakte:»
Аватарку получить не удалось
Twitter:»
Аватарку получить не удалось
Дополнительно
На ваш e-mail было отправлено письмо.
28.05.2012

Ирина Головко: От лицензирования агрострахования выиграют и рынок, и государство, и сельхозпроизводители

0 ком

Закон «Об особенностях страхования сельскохозяйственной продукции с государственной поддержкой», который должен вступить в силу уже 1 июля, содержит ряд новшеств. Одно из них касается обязательного лицензирования агрострахования. Подробнее о нем – в интервью с заместителем руководителя Проекта Международной финансовой корпорации (IFC, Группа Всемирного банка) «Развитие агрострахования в Украине» Ириной Головко.

 

Долгое время агрострахование не лицензировалось и, тем не менее, агростраховой рынок работал. Зачем понадобилось лицензировать агрострахование и кто от этого выиграет?

 

Принятие Закона «Об особенностях страхования сельскохозяйственной продукции с государственной поддержкой» послужило толчком к формированию цивилизованных правил игры на рынке страхования аграрных рисков. Этому предшествовал довольно длительный эволюционный процесс.

 

Десять лет назад мало кто задумывался над тем, что между страхованием того же автотранспорта и посевов кукурузы существует большая разница. Действовали по максимально упрощенной схеме. Мол, страхуем все, что можно застраховать. А что и как в действительности нужно делать – не столь важно. Главное, чтобы усилился процесс страхования, чтобы соответствующая динамика роста была. Поэтому страховые компании приобретали лицензию имущественного страхования, которая позволяла им страховать не только недвижимость, автомобили, но и посевы сельскохозяйственных культур.

 

В то время финансовый рынок только-только формировался. Все начинали с азов, все применяли базовые правила. В том числе - и по лицензированию. Однако за это время рынок повзрослел. Он стал нуждаться в новых подходах. И он их получил.

 

На страховом рынке работает несколько сотен страховых компаний, но в тонкостях реального аграрного страхования разбирается лишь с десяток страховщиков. Именно они готовы предоставлять качественные услуги агрострахования. Это тот костяк, который все эти годы работал над формированием доверия у аграриев, в неурожайные годы нес убытки, разрабатывал и внедрял сложные продукты для страхования аграрных рисков, тщательно изучал мировой опыт, использовал передовые технологии андеррайтинга и урегулирования убытков. Для того, чтобы определить, кто  на рынке страхования сельскохозяйственных рисков является настоящим профессионалом, и вводится отдельное лицензирование на этот вид страхования.

 

От этого новшества выигрывают все без исключения - и финансовый рынок, и государство, и сельхозпроизводители. Теперь они смогут точно определить, каким страховым компаниям можно доверять, а от каких лучше держаться подальше.

 

Кто будет выдавать агростраховую лицензию и на каком основании?

 

Процедура получения лицензии будет стандартной, такой же, как и при получении лицензий для других видов страховой деятельности. Выдачей лицензии займется Национальная комиссия, которая осуществляет государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг. Основанием для получения лицензии станет действующее в Украине законодательство.

 

Достаточно распространенной была ситуация, когда агрострахованием занимались компании, которые не имели в своем штатном расписании даже агрономов. Я уже не говорю о специалистах, которые могут грамотно оценить убытки, о многих других. Что делать таким страховщикам в новых условиях?

 

Ответ очевиден – надо вовремя делать домашнее задание. На рынке не так много компаний, которые предоставляют услуги аграрному сектору. При этом, действительно, не у каждой в штате найдутся сотрудники, имеющие аграрную подготовку.

 

Что делать в сложившихся условиях? Ответ – приспосабливаться к этим условиям. Другого выхода нет. Здесь возможны два варианта. Первый касается тех страховых компаний, которые и раньше на месте не стояли, – развиваться и дальше. Второй – имеет отношение к тем страховым компаниям, которые на реальное агрострахование смотрели свысока или вовсе им не занимались. Им придется либо уступить дорогу идущим, либо самим сдвинуться с мертвой точки.

 

Сегодня для обеспечения страхования рисков сельхозпроизводителей Украине достаточно иметь с десяток работающих страховых компаний. В качестве примера: в США реализацию соответствующей программы обеспечивает всего 12 компаний. При этом большая часть рынка сконцентрирована в портфелях ведущей пятерки.

 

Другой пример - уже украинский: к реализации программы господдержки агрострахования, которая осуществлялась в 2005-2008 годах, подключились 62 страховые компании. И дело не только в том, что это слишком много. Деятельность такого количества компаний государству крайне сложно проконтролировать. Многие страховщики оказались не готовыми к работе с сельхозпроизводителями. Они заключили с ними лишь по одному, в лучшем случае – по три договора. И что особенно важно, такие компании не обеспечили реального страхования.

 

Хотим ли мы повторения этой печальной истории? Думаю, что нет. Полагаю, государство должно очень осторожно отнестись к тем страховщикам, которые не обладают достаточным опытом агрострахования и, вместе с тем, пытаются поучаствовать в возрождаемой ныне программе агрострахования с господдержкой.

 

Вывод один – страховым компаниям следует формировать свой штат исключительно из профессионалов. В тех случаях, если выполняются большие объемы страхования, предпочтительнее пользоваться услугами профессиональных брокеров. Но в любом случае в основе должен оставаться профессионализм. Без него сегодня – никуда.

 

Повышению квалификационного уровня страховщиков наш Проект уделяет большое внимание. Для них мы проводим многочисленные тренинги. К этой работе привлекаем не только ведущих украинских, но и зарубежных специалистов.

 

Проект активно сотрудничает со страховыми компаниями, которые на страховом рынке занимают ведущие позиции, с банками. Совместно с Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг (ранее – Госфинуслуг), и Национальным университетом биоресурсов и природопользования Украины нами подготовлена программа по сертификации аварийных комиссаров для сельского хозяйства. Квалификационный минимум был утвержден Госфинуслуг ещё в июне 2011 года. В ближайшее время программа будет запущена в реализацию. Так что рынок не останется без высококвалифицированных кадров.

 

Ваш прогноз, многих ли страховщиков обязательное лицензирование вынудит уйти с агрострахового рынка?

 

Не стоит бояться лицензирования. Оно будет предоставляться на общих условиях. Это не столько глобальный, сколько технический вопрос. Страховой рынок уже давно готовился к его решению. Поэтому не думаю, что обязательное лицензирование застанет страховые компании врасплох и вынудит их отказаться от предоставления сельхозпроизводителям страховых услуг.

 

Другое дело, если страховщики захотят поучаствовать в реализации программы господдержки агрострахования. Тогда одной лицензией не обойтись. В соответствии с Законом «Об особенностях страхования сельскохозяйственной продукции с государственной поддержкой», придется еще вступить в Аграрный страховой пул. Это своеобразные клуб профессионалов, который должны создать сами страховщики. Пропуск в него получат не все, а самые лучшие. Нахождение в пуле будет не просто почетно. Оно будет еще одним подтверждением того, что та или иная страховая компания работает на высочайшем уровне.

 

Страховщики опасаются, что решение вопроса об обязательном лицензировании может затянуться и это отрицательно скажется на осенне-зимнем цикле агрострахования. Что вы думаете по этому поводу?

 

Я полностью поддерживаю опасения страховщиков. Они не беспочвенны. Реорганизация Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг, стала сдерживающим фактором для быстрого внедрения Закона «Об особенностях страхования сельскохозяйственной продукции с государственной поддержкой». И все же надеюсь, что страховщики не упустят время, что все процедуры будут выдержаны и осенний сезон страхования начнется своевременно.

 

Национальный пресс-клуб «Украинская перспектива»


Материалы по теме:
На агростраховой рынок Украины приходят аварийные комиссары
Налоговая революция в АПК: сэкономив на льготах для аграриев, можем потерять украинское село
Аграрный рынок: Дорогая цена дешевых кредитов для села
В субботу жители Запорожья потянутся к цирку за яйцами и овощами
На развитие сельского хозяйства Запорожской области выделили 14,2 млн. грн.
СБУ оприлюднила записи переговорів помічників нардепів із російськими кураторами СБУ оприлюднила записи переговорів помічників нардепів із російськими кураторами
СБУ оприлюднила записи переговорів помічників нардепів із російськими кураторами
Видео выступления Президента Украины на саммите YES в Киеве
Заявление Яценюка об отставке (ВИДЕО)