Томас Альфредсон после сногсшибательного успеха вампирской истории «Впусти меня» взялся за шпионский роман Джона Ле Карре «Шпион, выйди вон». Для осуществления задуманного он собрал потрясающую команду настоящих профессионалов: Гари Олдмен, Марк Стронг, Вильям и Джон Херты, а также Том Харди и Константин Хабенский.
Оператор Хойте Ван Хойтем работал вместе с Альфредсоном над «Впусти меня», поэтому камера движется нордически плавно, а планы выставлены настолько идеально, что за все время просмотра зрителя не покидает ощущение реальности происходящего на экране.
Если отключить звук, фильм можно считать живым памятником послевоенной эпохе: цветовое решение в гамме фирменного лондонского морока, до деталей продуманный декор с милыми сердцу деталями, костюмы героев, машины того времени - все это настоящая услада для пытливого глаза требовательного к мелочам зрителя.
Композитор Энрике Альберто Иглесиас («Кожа, в которой я живу», «Бегущий за ветром», «Преданный садовник») сумел создать интригующий музыкальный ряд, который пронизывает весь фильм.
Сюжет развивается вокруг поиска «крота» - двойного агента в самом сердце британской разведки, который передает секретные сведения Советскому Союзу. Главный герой Гари Олдмена — отставной ветеран Смайли — оказывается между молотом и наковальней. Он вынужден подозревать людей, с которыми много лет работал плечом к плечу и съел не один пуд соли.
Олдмен прекрасно воплотил на экране образ разведчика, сравнимый по напряжению внутренней работы мысли со Штирлицем и Ладейниковым из «Мертвого сезона». Этот образ прямо противоречит гламурному блеску другого знаменитого англичанина – Джеймса Бонда. Смайли не стреляет с двух рук, не водит авто и не то, что не пьет мартини с водкой, даже не взбалтывает. Его основная задача построить хитроумную ловушку, в которую обязательно должен попасться искомый «крот», а вовсе не соблазнение прекрасной помощницы.
Работа шпионов, как уже писалось выше, в этом фильме полностью лишена романтики. Скрупулезная отработка версий и подозреваемых занимает добрую половину экранного времени.
Исключение оставили для героя Тома Харди. Его Рики Тарр заводит рискованную игру с женой русского атташе в Стамбуле Ириной. Вообще, Рики единственный настоящий живой персонаж, который дает волю чувствам и с головой влюбляется в красивую русскую женщину (Светлана Ходченкова). Остальные герои верно служат своему долгу и словно не замечают жизни вокруг.
Безусловно хорош Марк Стронг. Полученный «Оскар» не испортил талант Колина Ферта. На высоком уровне игра остальных актеров, что лучше посмотреть, чем прочитать.
Зрителю предстоит в течение двух часов распутывать хитроумный клубок из заговоров, предательств и бесконечных подозрений всех и во всем. Причем к тому моменту, когда у зрителя окажутся на руках все нити, ведущие к разгадке, далеко не факт, что у него останутся силы понять, откуда же взялся этот «крот» и что ему, собственно, было нужно.
Чего действительно не хватало, так это закадрового голоса Ефима Копеляна, который добавил бы фильму недостающей изюминки и помог справиться с многочисленными головоломками.
Рецензент Павел Толстихин
Рецензия на фильм «Танец Дели»
Рецензия на фильм «Джанго освобожденный»
Рецензия на фильм «Великий Гэтсби»
Рецензия на фильм «Учитель на замену» (Detachment/Отчуждение)