100 дням мэрства Александра Сина посвящается
Уже через год, после того, как президентом Украины был избран Виктор Ющенко, по всей стране, и в том числе в Запорожье, на самых неприспособленных для этого плоскостях стали появляться надписи «Вернись, Данилыч! Посмеялись и хватит!» Кто был выразителем этой ностальгии по «кучмизму», до сих пор доподлинно неизвестно. Да и не особенно интересно. И не смотря на то, что спустя шесть лет Леонид Кучма снова лидирует в списке основных отечественных ньюсмейкеров, моя публикация не о нем. А о чем же тогда? О ностальгии.
В запорожских СМИ стали появляться материалы с трогательными сигнальчиками «Вернись, Григорьевич!». И уже принимаемые Евгением Карташовым решения, которые так не устраивали его политических оппонентов, не кажутся такими неразумными. При экс-мэре тарифы на ЖКХ в Запорожье росли не так стремительно, дороги кое-как ремонтировались, город преобразовывался и мосты от транша до транша строились. А то, что собственность городской громады потихонечку «утекала» в чьи-то частные закрома, так «перетягивание имущества громады» давно стало национальным видом спорта. Брали взятки? Да. Так кто ж их по нынешним временам не берет?! Уж очень дорого стоит благосклонность запорожских чиновников.
Много споров шло и о профессионализме «команды Карташова». Но то, что многие члены его команды остались во власти (правда, при этом были добровольно-принудительно приняты в лавы правящей партии), говорит само за себя.
Кстати сказать, как показало время, даже конкуренция между оппозиционным городским советом, укомплектованным в своем большинстве «регионалами», и мэром Карташовым – была скорее плюсом, чем минусом. Здоровое противостояние между депутатами и градоначальником способствовали тому, что при принятии решений обеим сторонам приходилось оглядываться на мнение запорожцев.
Теперь же у некогда оппозиционного мэра Запорожья Александра Сина, секретаря горсовета Владимира Кальцева и депутатского корпуса - полная гармония. В результате – голосования проходят в атмосфере «радушия и коллективизма». Запорожские коммунальные предприятия возглавляют «компромиссные фигуры». Управления горсовета «оптимизировали» в департаменты, но пока сокращение чиновничьего балласта присутствует только на бумаге. С ценами на продукты питания и тарифами на услуги ЖКХ запорожцы уже смирились, теперь осталось смириться еще и с ростом цен на проезд в городском транспорте.
При мэре Карташове в городе была интрига: кто кого на этот раз – он оппонентов или оппоненты его. Теперь же Евгений Григорьевич спокойно наблюдает за «гармонией и единодушием» между Владимиром Федоровичем и Александром Ченсановичем с депутатского кресла в городском совете, куда он прошел по спискам Компартии. И у стороннего наблюдателя создается впечатление, что Карташова вполне устраивает его нынешний статус. А политическая идиллия нарушается разве что слухами о подковерном противостоянии различных региональных группы. Но мышиная возня, связанная с тем, как переделить уже поделенное и переукрасть уже украденное, мало связана с теми проблемами, которые ежедневно приходится решать рядовым запорожцам.
В начале публикации я сказала, что она посвящается 100 дням, которые Александр Син провел в кресле городского головы Запорожья. Констатирую, писать особенно не о чем. Возможно, это слишком маленький срок, чтобы судить о реальных результатах. И все-таки отдельные выводы сделать можно. Правда, неутешительные. Во-первых, Александр Ченсанович избежал конфронтации в горсовете, но при этом стал главным «разочарованием» запорожцев, поверивших в его оппозиционность. Во-вторых, о том, что мэр Запорожья – лишь кукла в умелых руках кукловодов с полномочиями английской королевы, не писали только очень ленивые СМИ. В-третьих, ситуация вряд ли изменится, поскольку Александр Син загнал себя в формат «общественного» деятеля с доминирующим «а поговорить!» и уже вряд ли вырвется из этого тупика. Так что, скорее всего, за стами будет 200, а там и 365 дней мэрства. И так до тех пор, пока Александр Ченсанович не уедет в Киев, где ему уже, якобы, приготовили местечко при министерстве. Уедет, так и не сумев достойно воспользоваться результатами победы на мэрских выборах-2010 и даже не попытавшись не словами, а на деле сделать жизнь запорожцев терпимее.
Не знаю, как вам, а мне жаль. В фильме «Общество мертвых поэтов» главный герой Нил Перри застрелился из револьвера отца, когда ему запретили заниматься любимым делом – играть в театре. Мне кажется, что жанр руководства городом, который выбрал для себя (самостоятельно или под чьим-то сильным прессингом) Александр Син сродни «политическому» суициду для бесспорно талантливого и опытного экономиста Александра Ченсановича.
А тем, кто еще уповает на возвращение Евгения Григорьевича, я бы посоветовали не питать иллюзий. «Григорьевич не вернет! Смеемся дальше!». Смеемся и ностальгируем…